Психологическая готовность ребёнка к школе.
Поступление в школу – важное событие в жизни растущего человека и всей семьи. Большинство детей ждёт его с нетерпением. Дети, как правило, представляют себе школу, как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс только с положительными переменами в их жизни. К сожалению, не все дети понимают, что школьная жизнь — это, прежде всего труд, требующий определённых усилий, так же, как и профессиональная деятельность взрослых людей. В результате дети, которые ожидают, что школа – это больше праздник, чем труд, вскоре начинают испытывать неудовлетворённость от того, что приходится делать то, что им не нравится, а именно: прилагать усилия и старания. У таких детей, буквально через несколько недель с начала школьного обучения возникает внутренний протест, который перерастает в депрессию. Именно о такой готовности пойдёт речь в нашей статье. Ребёнок не готов ещё к той реальности новой жизни, которая называется «школьные будни».
Однако если правильно подготовить ребёнка к школьному обучению, то дальнейшая учёба не вызовет проблем и будет приносить удовольствие.
Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели видеть своих детей здоровыми, хорошо развитыми, готовыми овладеть непростой школьной программой. Вопрос родителей повторяется из года в год: «Готов ребёнок к обучению к школе? Как готовиться к школьному обучению? Что необходимо знать ребёнку?
Многие родители считают основными показателями готовности ребёнка к школе – это знание букв, цифр, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако отсутствие этих знаний и умений не требует специальной работы с ребёнком, поскольку их формирование предполагается существующей программой и методикой обучения. По мнению психологов, важно перед началом школьного обучения сформировать у ребёнка дошкольного возраста психологическую готовность к обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребёнка.
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер).
Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Понятие включает в себя несколько характеристик.
Мотивационная готовность – по, сути, это наличие у детей желания учиться.
Школа может привлекать своей новизной: портфелем, книжками, тетрадками, учебниками т.е. своей внешней стороной, но это с учебной деятельностью ничего общего не имеет. Ребёнка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, а это в свою очередь развивает познавательный интерес, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.
Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительную мотивацию к школьному обучению нужно:
- обсуждать с ребёнком важность школы и образования, формировать положительный образ школы и положительный образ ученика.
- формировать желание учиться в школе, чтобы узнавать, уметь много нового; объяснять смысл обучения как первой ступени взросления (взрослый человек должен знать и уметь; в школе ты научишься читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.
- чётко ставьте цели перед ребёнком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения: «Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?»;
- предоставляйте детям больше самостоятельности: пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
- отмечайте «рост ребёнка», его терпение и старания. Пусть он ощущает свои успехи и достижения. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за совей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого. Будущему первокласснику необходимо преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. Речь идёт даже не о соблюдении дисциплины, а скорее о способности детей слушать то, что говорит учитель, вникать в суть сказанного им на заданиях. Ученику нужно уметь понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние, пусть даже и более интересные предметы, и дела.
Для формирования эмоционально-волевой готовности к обучению в школе необходимо:
- формировать умение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. В этом помогут игры с правилами (игры с кубиком и фишками, домино, шахматы, шашки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.)
- развивать произвольные сенсомоторные действия у ребёнка: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); классики, прыгалки, прыгание через верёвку; игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); ритмика.
- формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух): постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; графический диктант; срисовывание.
Интеллектуальная готовность является, по мнению многих родителей, ключевой составляющей готовности к школьному обучению. Однако интеллектуальная готовность, вопреки распространенному убеждению, заключается не только в каких-то определённых сформированных у ребёнка знаний и умений, например: письма, чтения, счёта и т.д., а предполагает наличие у него некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающего мира, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, пространственно-графическая подготовка). У ребёнка обязательно должно быть стремление к получению новых знаний – любознательность.
Что необходимо знать будущему первокласснику:
- свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, город, страну, в которой живёт.
- фамилию, имя, отчество, профессии родителей, времена года (последовательность, месяцы, календарь), явления природы.
- домашних животных и их детёнышей, животных тёплых стран; зимующих, перелётных птиц.
- виды транспорта по способу передвижения и назначению.
- одежда, обувь по назначению.
- фрукты, овощи, ягоды
- народные сказки, стихи.
Развитию общей осведомлённости ребёнка и запаса знаний о мире способствуют:
- нахождение нелепиц в картинках-небылицах;
- наблюдения детей за природными явлениями, ростом комнатных растений, поведением домашних животных с последующим рассказом о своих наблюдениях в группе;
- создание условий, при которых дети будут рассказывать о произошедших с ними событиях, о наблюдениях за животными, растениями, природными явлениями и др.
Для формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе необходимо тренировать основные познавательные процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление) с использованием различных дидактических игр и упражнений. Такие игры и упражнения Вы можете найти в разделе «Развиваемся, играя…»
Личностная готовность включает в себя умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии, способность к коллективным формам деятельности; знанием определённых норм и правил поведения и общения; умение верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, способность к самооценке; сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребёнок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо).
Кроме названных составляющих психологической готовности к школе очень важна речевая готовность ребёнка. Ребёнок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.
Речевая готовность к школе предполагает:
- сформированность звуковой стороны речи: ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением, охватывающим все звуки;
- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать (узнавать и выделять) звуки родного языка;
- владеть разными способами словобразования, умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразой речи.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьёзным проблемам в обучении.
Для формирования речевой готовности важно:
- способствовать развитию литературной речи (родной язык) и свободному владению языком;
- ежедневно читать художественную и научно-популярную литературу с объяснением новых слов и речевых оборотов, с последующим обсуждением и ответами на вопросы по тексту;
- составлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам.
Если подытожить, всё вышесказанное, то при подготовке дошкольников к школе важно укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определённых нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Составила педагог-психолог
МБДОУ «Улыбка» Скоробогатова Т.В. |