Четверг, 2025-06-19, 11:01 AM
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

.









 

Главная » 2023 » Май » 26 » Советы психолога
3:28 PM
Советы психолога

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Поступление в школу – важное событие в жизни растущего человека и всей семьи. Большинство детей ждёт его с нетерпением. Дети, как правило, представляют себе школу, как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс только с положительными переменами в их жизни. К сожалению, не все дети понимают, что школьная жизнь — это, прежде всего труд, требующий определённых усилий, так же, как и профессиональная деятельность взрослых людей. В результате дети, которые ожидают, что школа – это больше праздник, чем труд, вскоре начинают испытывать неудовлетворённость от того, что приходится делать то, что им не нравится, а именно: прилагать усилия и старания. У таких детей, буквально через несколько недель с начала школьного обучения возникает внутренний протест, который перерастает в депрессию. Именно о такой готовности пойдёт речь в нашей статье. Ребёнок не готов ещё к той реальности новой жизни, которая называется «школьные будни».

   Однако если правильно подготовить ребёнка к школьному обучению, то дальнейшая учёба не вызовет проблем и будет приносить удовольствие.

    Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели видеть своих детей здоровыми, хорошо развитыми, готовыми овладеть непростой школьной программой. Вопрос родителей повторяется из года в год: «Готов ребёнок к обучению к школе? Как готовиться к школьному обучению? Что необходимо знать ребёнку?

    Многие родители считают основными показателями готовности ребёнка к школе – это знание букв, цифр, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако отсутствие этих знаний и умений не требует специальной работы с ребёнком, поскольку их формирование предполагается существующей программой и методикой обучения. По мнению психологов, важно перед началом школьного обучения сформировать у ребёнка дошкольного возраста психологическую готовность к обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребёнка.

 «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер).

Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Понятие включает в себя несколько характеристик.

Мотивационная готовность – по, сути, это наличие у детей желания учиться.

Школа может привлекать своей новизной: портфелем, книжками, тетрадками, учебниками т.е. своей внешней стороной, но это с учебной деятельностью ничего общего не имеет. Ребёнка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, а это в свою очередь развивает познавательный интерес, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.

Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительную мотивацию к школьному обучению нужно:

  1. обсуждать с ребёнком важность школы и образования, формировать положительный образ школы и положительный образ ученика.
  2. формировать желание учиться в школе, чтобы узнавать, уметь много нового; объяснять смысл обучения как первой ступени взросления (взрослый человек должен знать и уметь; в школе ты научишься читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.
  3. чётко ставьте цели перед ребёнком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения: «Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?»;
  4. предоставляйте детям больше самостоятельности: пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  5. отмечайте «рост ребёнка», его терпение и старания. Пусть он ощущает свои успехи и достижения. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за совей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого. Будущему первокласснику необходимо преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. Речь идёт даже не о соблюдении дисциплины, а скорее о способности детей слушать то, что говорит учитель, вникать в суть сказанного им на заданиях. Ученику нужно уметь понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние, пусть даже и более интересные предметы, и дела.

 

Для формирования эмоционально-волевой готовности к обучению в школе необходимо:

  1. формировать умение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. В этом помогут игры с правилами (игры с кубиком и фишками, домино, шахматы, шашки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.)
  2. развивать произвольные сенсомоторные действия у ребёнка: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); классики, прыгалки, прыгание через верёвку; игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); ритмика.
  3. формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух): постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; графический диктант; срисовывание.

Интеллектуальная готовность является, по мнению многих родителей, ключевой составляющей готовности к школьному обучению. Однако интеллектуальная готовность, вопреки распространенному убеждению, заключается не только в каких-то определённых сформированных у ребёнка знаний и умений, например: письма, чтения, счёта и т.д., а предполагает наличие у него некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающего мира, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, пространственно-графическая подготовка). У ребёнка обязательно должно быть стремление к получению новых знаний – любознательность.

 Что необходимо знать будущему первокласснику:

  1. свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, город, страну, в которой живёт.
  2. фамилию, имя, отчество, профессии родителей, времена года (последовательность, месяцы, календарь), явления природы.
  3. домашних животных и их детёнышей, животных тёплых стран; зимующих, перелётных птиц.
  4. виды транспорта по способу передвижения и назначению.
  5. одежда, обувь по назначению.
  6. фрукты, овощи, ягоды
  7. народные сказки, стихи.

Развитию общей осведомлённости ребёнка и запаса знаний о мире способствуют:

  1. нахождение нелепиц в картинках-небылицах;
  2. наблюдения детей за природными явлениями, ростом комнатных растений, поведением домашних животных с последующим рассказом о своих наблюдениях в группе;
  3. создание условий, при которых дети будут рассказывать о произошедших с ними событиях, о наблюдениях за животными, растениями, природными явлениями и др.

Для формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе необходимо тренировать основные познавательные процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление) с использованием различных дидактических игр и упражнений. Такие игры и упражнения Вы можете найти в разделе «Развиваемся, играя…»

Личностная готовность включает в себя умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии, способность к коллективным формам деятельности; знанием определённых норм и правил поведения и общения; умение верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, способность к самооценке; сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребёнок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо).

Кроме названных составляющих психологической готовности к школе очень важна речевая готовность ребёнка. Ребёнок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

Речевая готовность к школе предполагает:

  1. сформированность звуковой стороны речи: ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением, охватывающим все звуки;
  2. сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать (узнавать и выделять) звуки родного языка;
  3. владеть разными способами словобразования, умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
  4. сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразой речи.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьёзным проблемам в обучении.

Для формирования речевой готовности важно:

  1. способствовать развитию литературной речи (родной язык) и свободному владению языком;
  2. ежедневно читать художественную и научно-популярную литературу с объяснением новых слов и речевых оборотов, с последующим обсуждением и ответами на вопросы по тексту;
  3. составлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам.

Если подытожить, всё вышесказанное, то при подготовке дошкольников к школе важно укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определённых нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

 

                Составила педагог-психолог
МБДОУ «Улыбка» Скоробогатова Т.В.

Просмотров: 123 | Добавил: uakonovalova
Всего комментариев: 0
avatar
Минпросвещения РФ
Меню сайта
Кибербезопасность
ЗАКУПКИ
Нац.проекты
Минпророды РФ
Обращение
Решаем вместе
Сообщите, что Вас волнует
Сообщество ВК
наш Telegram
Администрация
Погода
Мой выбор
обращение через ГУ
телефон доверия
Юбилей победы!
2021 ГОД
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2023  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
архив записей
новости сайта