Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов-кинем. Выработка то или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим речевые звуки, как, изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связанна с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания ( гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильно произношения звуков. Термины Коррекция звукопроизношение - работа по исправлению неправильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса. Дикция - ясность и отчетливость в произношении слов и слогов в речи. Автоматизация звуков - закрепление произношения звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
К шипящим звукам русского языка относятся звуки Ш, Ж, Щ, Ч. Если ваш ребёнок не правильно произносит эти звуки, заменяет их другими звуками или вовсе пропускает в свободной речи, следует выполнять комплекс определённых артикуляционных упражнений. Данные упражнения подготовят речевой аппарат малыша к постановке шипящих звуков и их правильному произношению. Улыбка: спокойно широко улыбнуться и удерживать «улыбку» под счёт до 5 при этом передние зубы обнажены и хорошо видны. Лопатка: рот открыт, губы в положении «улыбочка». Достать широкий язык и положить его на нижнюю губу. Кончик языка должен быть широким, язык – расслабленным. Месим тесто: язык в положении «лопатка», пошлёпывать губами по языку и произносить «пя-пя-пя». Обратите внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы, язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Грибок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. Вкусное варенье: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Фокус: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Комплекс упражнений следует выполнять ежедневно перед зеркалом в хорошо освещённом помещении. Каждое упражнение в комплексевыполняется по 5 раз. Помните важно не количество повторений, а качество выполнения каждого упражнения. К свистящим звукам русского языка относят: С, С`, З, З`, Ц. Если ваш ребёнок не правильно произносит эти звуки, заменяет их другими звуками или вовсе пропускает в свободной речи, следует выполнять комплекс определённых артикуляционных упражнений. Данные упражнения подготовят речевой аппарат малыша к постановке свистящих звуков и их правильному произношению. Улыбка: спокойно широко улыбнуться и удерживать «улыбку» под счёт до 5 при этом передние зубы обнажены и хорошо видны. Лопатка: рот открыт, губы в положении «улыбочка». Достать широкий язык и положить его на нижнюю губу. Кончик языка должен быть широким, язык – расслабленным. Месим тесто: язык в положении «лопатка», пошлёпывать губами по языку и произносить «пя-пя-пя». Почистим зубы: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх. При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов. При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх. Горка: рот открыт, губы в положении «улыбка», широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами. Кто дальше загонит мяч: улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Щеки не надувать! Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как и требуется для правильного произношения свистящих звуков. Буря в стакане: язык в положении «лопаточка», посередине языка положить соломинку и зажать её между языком и верхней губой. Поместить соломинку в стакан с водой и дуть в неё. Следить, что бы щёки не надувались, а язык не «убегал» назад. ркалом в хорошо освещённом помещении. Каждое упражнение в комплексе выполняется по 5 раз. Помните важно не количество повторений, а качество выполнения каждого упражнения. К сонорным звукам русского языка относят: Р, Р`, Л, Л`. Если ваш ребёнок не правильно произносит эти звуки, заменяет их другими звуками или вовсе пропускает в свободной речи, следует выполнять комплекс определённых артикуляционных упражнений. Данные упражнения подготовят речевой аппарат малыша к постановке сонорных звуков и их правильному произношению. Улыбка: спокойно широко улыбнуться и удерживать «улыбку» под счёт до 5 при этом передние зубы обнажены и хорошо видны. Почистим зубы: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх. При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов. При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх. Грибок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. Гармошка: улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, а язык полностью «приклеен» к нёбу. Качели: губы в положении «улыбка», приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Обратите внимание: работать должен только язык, а нижняя челюсть и губы - неподвижны. Индюк: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Обратите внимание: язык должен облизывать верхнюю губу, а не делать движения вперёд-назад. Лошадка: улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка. Упражнение следует выполнять в медленном темпе. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. Маляр: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. |
ЗАКУПКИ
Меню сайта
Минпророды РФ
|