Осенью и зимой часто бывают дни, когда на улицу выходить совсем не хочется. Для таких случаев взрослым хорошо бы иметь про запас несколько игр, для которых годятся обычные домашние вещи. Их можно по-разному сортировать, делить на группы, обсуждать свойства этих предметов. Минимум подготовки — и огромная польза для развития ребенка!
1. Подходит — не подходит.
Научите ребенка подбирать соответствующие предметы, а потом посмотрите, сможет ли он устроить такую же игру для вас!
Что понадобится:
предметы, которые подходят один к другому, например ботинок и носок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мыло и мочалка, зубная паста и щетка, расческа и резинка для волос и т.д.
Подберите несколько пар предметов, которые подходят друг к другу, но не одинаковы. Разделите предметы и разложите в две кучки. Поместите первую кучку на пол или на стол перед ребенком. Возьмите предмет из второй кучки и покажите ребенку. Пусть он выберет из первой кучки соответствующий ему предмет. Отложите подобранную пару в сторону и выберите следующий предмет. Продолжайте, пока он не соберет все пары.
Обсудите с ребенком, почему эти предметы подходят один к другому и чем они отличаются. Предложите ребенку самому подобрать пары предметов и поиграть с вами! Варианты игры. Положите все предметы вместе на пол или на стол и предложите ребенку решить, какие из них подходят друг другу.
Осваиваемые навыки:
навыки классификации
когнитивные / мыслительные навыки
развитие речи и словарного запаса
навыки сопоставления
2. Определи на ощупь.
Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, которые осязает.
Что понадобится:
несколько предметов, помещающихся в ладони, разных на ощупь, например мягкая игрушка, мочалка, чашка, печенье, мячик и т.д. Бумажный пакет. Повязка на глаза (по желанию).
Подберите несколько различных на ощупь и по форме предметов и сложите их в бумажный пакет. Сядьте с ребенком на полу лицом друг к другу. Завяжите ему глаза или попросите его закрыть их. Достаньте один из предметов из пакета и положите в руку ребенка. Попросите его тщательно ощупать предмет и угадать что это такое. Если ему сложно догадаться, дайте подсказки.
Варианты игры. Чтобы ребенку было легче, покажите ему предметы, прежде чем завязать глаза, и далее следуйте вышеприведенным инструкциям.
Осваиваемые навыки:
навыки классификации
мелкая моторика
ловкость рук
мысленное воспроизведение образов
3. Что делает?
Эта игра способствует одновременно как умственному, так и физическому развитию ребенка.
Что понадобится:
предметы, имеющие практическое назначение, например веревка, мячик, одеяло, кирпич, ложка, шляпа, полотенце и т.д.
Подберите несколько предметов, имеющих те или иные функции. Положите их на пол между вами и ребенком. Выберите один предмет (например мяч) и спросите у ребенка: «Что делает мячик?». Пусть он скажет, что делает этот предмет, а потом покажет! Возможно, ребенок сможет назвать больше чем одну функцию предмета. Например, мячик может прыгать, катиться, на нем можно сидеть, его можно ловить и т.д. Выберите следующий объект и повторите.
Варианты игры. Ребенок сам может выбрать несколько предметов, а вы объясните ему, что они делают. Не забудьте продемонстрировать все это!
Осваиваемые навыки:
крупная и мелкая моторика
социальное взаимодействие
пространственное мышление
4. Расставь в ряд
Учась расставлять в ряд предметы, ребенок учится организовывать свой мир.
Что понадобится:
предметы, которые можно расположить в определенной последовательности:
кусочки мелков, от самых маленьких до самых больших;
пуговицы, от самых маленьких до самых больших;
палочки, от самых длинных до самых коротких;
игрушки, от самых маленьких до самых больших и т.п.
Подберите несколько предметов, которые можно расположить в определенной последовательности. Сложите их в кучку в середине пола или стола. Сядьте напротив ребенка, чтобы кучка предметов была между вами. Объясните, как можно разложить эти предметы, от самого длинного до самого короткого, от самого маленького до самого большого, от самого темного до самого светлого или по любому другому удобному признаку. Попросите его разложить или расставить предметы в ряд. Если ему трудно, придумайте другой принцип организации и помогите ребенку разобраться, какой предмет за каким должен следовать. Подберите новую группу предметов и повторите.
Варианты игры. Вместо того чтобы просить ребенка расставлять предметы в ряд, предложите ему собрать их по группам согласно какому то иному принципу.
Осваиваемые навыки:
когнитивные / мыслительные навыки
мелкая моторика
развитие речи и обогащение словарного запаса
решение задач / проблем
социальное взаимодействие.
5. Выбери подобное
Освоение навыков классификации — важная часть когнитивного развития ребенка. Предоставляйте ему как можно больше возможностей сортировать и отбирать разные предметы.
Что понадобится:
формочки для кексов или упаковка от яиц, 6–8 групп мелких предметов — пуговицы, крупы, бусины, бобы, монетки и т.д.
Поставьте на стол формочки или упаковку. Сложите мелкие предметы в кучку рядом. Усадите ребенка за стол рядом с материалами для игры. Предложите ему взять один из предметов и положить в одно из углублений. После этого пусть возьмет другой предмет и решит, относится ли он к той же группе, что и первый, или ему требуется отдельное углубление. Обсудите с ним сходство и различия между предметами. Пусть ребенок рассортирует все оставшиеся предметы. После этого предложите ему посчитать предметы в каждом углублении, чтобы узнать, где их больше всего.
Варианты игры. Каждый раз, когда вы берете ребенка с собой в продуктовый магазин, сортируйте покупки вместе с ним на группы: мясо, овощи, коробки, пакеты, закуски, здоровая пища и т.д. Обсудите с ним, чем похожи и чем различаются эти продукты.
Осваиваемые навыки:
навыки классификации
когнитивные / мыслительные навыки
развитие речи и обогащение словарного запаса
навыки счета
решение задач / проблем
(Из книги "150 развивающих игр для детей от трех до шести лет"
Автор: Пенни Уорнер)