Статистическая информация
о численности воспитанников с ОВЗ
в МБДОУ «Улыбка» с. Николаевка
С 2018 по 2022г всего было зачислено 24 ребенка:
2018г - 1
2019г - 7
2020г - 7
2021г - 1
2022г - 7
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Условия организации обучения и воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42
Родители (законные представители) воспитанников должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы доу.
Психолого-педагогическая помощь оказывается воспитанникам на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Улыбка» с. Николаевка представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Улыбка» с. Николаевка создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения доу укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми для детей с ОВЗ (ТНР).
Разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих. Для детей в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.
В МБДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, находящихся в доу, возможностей для беспрепятственного доступа воспитанников с ОВЗ к объектам инфраструктуры доу, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, находящихся в доу.
Предоставление услуг ассистента (помощника) – необходимую помощь воспитанникам в доу оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя, работающие на группе, которую посещают дети с ОВЗ.
В работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования. В доу активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования.
Особенности предметно-развивающей среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Коррекционное воздействие осуществляется на основе запланированной работы. Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие фонематического слуха;
- подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие фразовой и связной речи;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики.
Предметно-пространственная среда насыщенна следующими дидактическими материалами
Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки воспитанников, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Информационно-методические материалы для родителей и специалистов.
Ссылки на разделы сайта минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией
https://minobr.donland.ru/activity/9346/?filter_d_section=15&nav-documents=page-1
https://minobr.donland.ru/activity/9347/?filter_d_section=15&nav-documents=page-1
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1.Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
2.Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
3.Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
4.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
5.Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
6.Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Деперссия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим.Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов
Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ (инвалидностью)