Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго
Учитель-логопед Борщова Наталья Александровна
Образование высшее:
- 2011 г., НОЧУ ВПО "Московский социально-гуманитарный институт"
Cведения о дополнительном профессиональном образовании:
- 2015 г, ГБПОУ РО "Донской строительный колледж" , тема: "Реализация ФГОС ДО для учителей-логопедов"; 108 часов
- 2019 г ., ГБУ ДПО РО Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», тема: Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования, 108 часов
- 2020 г ., ФГБУ ВО "ДГТУ", тема: Сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ, 72часов
Время консультаций родителей: четверг 16.00-17.00
Контакты : тел 89518207946
Знакомьтесь - профессия учитель – логопед
Учитель – логопед– это специалист, который занимается коррекцией нарушений речи у детей.
Его задача - всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это - «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи.
Для чего нужны занятия с логопедом?
- Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
- Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
- Правильная речь позволяет ребенку легче достичь успеха в обществе.
- Речь является элементом социальной адаптации.
- Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
- Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению это не всегда так.
- У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
- Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.
- Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего
ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги(на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы(что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например:Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Признаки нарушений речи ребенк
Роль семьи в развитии речи детей
Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?
Скороговорки на автоматизацию звуков
Развитие фонематического слуха. С чего начинать?
Овладение детьми слоговым анализом слова
Упражнения, для развития речевого дыхания
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи
Картотека дидактических игр на развитие словарного запаса
Предупреждение недостаков речи
Игры и игровые упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста