Суббота, 2024-04-27, 4:35 PM
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

.









 

Индивидуальные особенности детей

 

Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие — тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие — плачут и с трудом привыкают к детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. То, каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей — темперамента, типа нервной системы, физического здоровья, от условий жизни, от того, каких принципов воспитания придерживаются родители...

Какие-то особенности зависят от возраста детей — например, в 3 года многие дети становятся особенно упрямыми и капризными, в 4—5 лет активно развивается воображение, и дети становятся фантазерами. Иногда следует просто запастись терпением и спокойно принимать происходящее с ребенком. Однако некоторые особенности поведения напрямую определяются воспитанием в семье, и в этом случае важно хорошо представлять себе, как ваши методы воспитания, атмосфера в семье могут сказаться на ребенке.

Важно помнить о том, что:

НЕ СЛЕДУЕТ:

-Навешивать на ребенка «ярлыки» — «копуша», «застенчивый», «злой» и т.д.

-Пытаться изменить ребенка, сделать его таким, как вам хочется. Если ребенок родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого ни хотелось.

-Сравнивать ребенка с другими детьми.

-Кричать на ребенка, наказывать его за то, в чем он не виноват.

СЛЕДУЕТ:

-Принимать ребенка таким, какой он есть, подчеркивать его достоинства, сильные стороны.

-Оказывать ему поддержку, помогая преодолевать трудности.

-Быть последовательным в воспитании, твердо осознавать, что вы разрешаете ребенку делать, а что запрещаете.

-Быть внимательным к нуждам и потребностям малыша.

-Осознавать, что со временем ребенок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определенные особенности.

РАЗНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – РАЗНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго усидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Темперамент определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность. Темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Холерик

Общая характеристика: Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения.

Ежедневные проблемы: Часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. С трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру. Излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности.

Как себя вести родителям?

Помните, что для быстрого ребенка очень вредное воздействие оказывает чрезмерное ограничение со стороны родителей. Поэтому направляйте энергию ребенка в полезную двигательную активность. Самое главное — занять такого ребенка интересным делом. У такого малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. Организуйте для ребенка щадящий режим: возбуждающие игры, фильмы и т.п. в умеренных дозах и не менее чем за 2 часа до сна. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, применять к нему такие меры воздействия, как окрики, шлепки, угрозы - от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование, настольные игры, игры с правилами и пр. Учите его исправлять последствия своей импульсивности. Необходимо вырабатывать сосредоточенность, усидчивость - учить соблюдать правила общения (говорить спокойно, ждать своей очереди, считаться с желаниями других). Приветствуйте дружбу своего ребенка - холерика с ребенком - сангвиником или флегматиком.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

 

Сангвиник


Общая характеристика: Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым. Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы: Если вы поручили ему скучное и однообразное задание, он легко "забудет" о нем и займется чем-то более интересным, если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное. Не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Как себя вести родителям?

Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Иначе, перебрав множество интересных дел, ребенок так ни в чем и не преуспеет. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания. Не следует ограничивать живость и активность ребенка, нужно учить его внимательно относиться к сверстникам, считаться с мнением других, формировать устойчивые привязанности, интересы. Поддерживайте отношения ребенка с одним - двумя друзьями, иначе у него будет много приятелей и ни одного друга.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, В. А. Моцарт.

Флегматик

Общая характеристика: Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде не привередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя. Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:  Пока он будет  завтракать, мыть руки и аккуратно завязывать шарфик, вся группа уже будет готова к прогулке. Попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал. Маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова. Хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам.

Как себя вести родителям?

Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его — флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Нельзя использовать окрики, угрозы, желая заставить действовать быстрее. Используйте в воспитании похвалу - положительное подкрепление является лучшим стимулятором для ребенка - флегматика. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Такому малышу нужно помочь выразить свои эмоции: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь выводить его «в люди»: в музеи, на выставки, в театр — пусть пополняет свой эмоциональный опыт. Необходимо развивать двигательную активность, коммуникативные навыки. Побуждайте медлительного ребенка к любым проявлениям активности, поощряйте его подвижность. Поддерживайте дружбу своего флегматика с детьми - холериками или сангвиниками, это научит его быть более быстрым.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Меланхолик

Общая характеристика: Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки. Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости. Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: «У меня все нормально». Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе. У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих. Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:  Делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь".  Дав какое-либо задание своему чаду, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: «Все равно ничего у меня не выйдет». Вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных воспитателей.

Как себя вести родителям?

Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Только ребенка надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, подчеркивать недостатки. Следует говорить мягко, но уверенно, использовать эмоциональную поддержку, высказывать одобрение, необходимо развивать общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т. д.).

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь

 

ЗАКУПКИ
Меню сайта
Минпророды РФ
Минпросвещения РФ
Нац.проекты
Сообщество ВК
наш Telegram
Администрация
Погода
Мой выбор
обращение через ГУ
Обращение
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад?
телефон доверия
Юбилей победы!
2021 ГОД
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
архив записей
новости сайта