Есть два вида реакции, когда мы сталкиваемся с проявлением негативных эмоций.
Первый - сделать внушение, упрекнуть в том, что он не имеет должных качеств или неблагодарен, или ещё что-то, или постараться его развеселить, отвлечь, тем самым мешая естественному процессу переживания эмоций.
Второй способ, это попробовать понять то, что он чувствует.
Существует принцип «5 секунд молчания». Эти 5 секунд молчания являются таймаутом, временем, чтобы переключиться с одной программы на другую, именно с программы «мистер все улажу» или «миссис всё улажу». Нужно сказать, что по какому-то мистическому закону матери стараются дать то своим детям, что им пытаются дать мужья и то, что на самом деле не сильно помогает - дать решение вместо эмоциональной поддержки.
Итак, когда, например, ребенок чем-то расстроен, огорчен и плачет, проявлением эгоистического решения может быть фраза: «Не плачь, ничего страшного не произошло».
Вместо этого вам нужны 5 секунд молчания, для того, чтобы переключить программу, и вместо совета или упрека просто сказать: «Я понимаю, ты разочарован». Вместо фразы «Не волнуйся», когда мы видим, что ребенок чем-то обеспокоен, выдержите паузу 5 секунд и попробуйте сказать: «Да, нелегко, я знаю, как ты обеспокоен». Вместо фразы успокоения, что-то вроде: «Ну, ничего страшного», выдержав паузу 5 секунд, мы можем сказать: «Действительно, я понимаю, тебе тяжело, мне бы тоже было грустно, если бы со мной такое произошло».
Вместо фразы: «Ну, ничего страшного», выдержав паузу 5 секунд мы можем сказать: «Я знаю, тебе больно, иди сюда, я тебя пожалею», или просто: «Иди ко мне», потому что обычно, когда ребенку плохо, фраза «иди ко мне» сама по себе означает, что сейчас он получит поддержку. «Ты же не можешь всех победить», - говорим мы ребенку, который столкнулся с одним из тройственных страданий, страданий, причиняемых другими живыми существами, сверстниками, ребятами в соседнем дворе. Здесь тоже нужны 5 секунд паузы и слова: «Ты совершенно правильно сердишься, я бы тоже сердился»
Вместо фразы: «Могло быть и хуже», необходимы 5 секунд паузы и слова: «Я вижу, тебе страшно, я вижу, ты не на шутку испуган. Я бы тоже боялся. Но ничего, в следующий раз получится».
Ребенок может в этих ситуациях не поддержать ваше сочувствие и продолжать говорить о других негативных эмоциях. Помните, что это абсолютно нормально, своей поддержкой вы открыли кран негативных эмоций, потоку негативных эмоций дан выход, то есть всё сделано правильно.
(Р.А.Нарушевич)