Как справиться с детской злостью.
Когда вы замечаете, что кто-то из детей начинает злиться, важно помочь им определить у себя эмоцию злости и признать ее. Это нужно сделать до того, как вы начнете объяснять дошкольникам последствия действий, которые следуют за эмоцией.
Однако помните, безопасность – прежде всего. Если есть опасность того, что ребенок причинит вред себе или другим детям, сначала обеспечьте безопасные условия, а только затем начинайте диалог.
Если условия безопасности соблюдены, то, чтобы помочь детям определить злость, используйте «я-высказывания». Например, скажите в зависимости от ситуации: «Я бы тоже разозлилась, если бы кто-то толкнул меня и отнял игрушку»; «Я вижу, что ты злишься, что тебе пришлось убирать за собой, но нам нужно следовать нашему кодексу группы»; «Я понимаю, что ты чувствуешь злость из-за того, что тебе не дали поиграть с игрушкой, но вспомни, мы играем по очереди».
Пытайтесь «поймать» злость до того, как она перейдет в разрушительные действия. Для этого обратите внимание ребенка на его переживания. Поступайте так каждый раз, ведь детям в дошкольном возрасте сложно заметить ранние признаки злости.
Эмоция злости хорошо выходит через активную деятельность. Главное условие – не ассоциировать эту деятельность с выплеском агрессии. Бить подушку, колотить игрушки или швырять чем-нибудь – это агрессивные формы того, как мы проявляем эмоцию «злость». А наша задача – научить детей справляться с эмоцией злости так, чтобы не причинять вреда окружающим и себе.
педагог-психолог Скоробогатова Т.В. |