Развитие общества невозможно без подрастающего поколения. Первой и на мой взгляд самой важной ступенью социализации является детский сад. В наше время перемен, перемены, затрагивают всё общество в целом и как следствие корректируется весь образовательный процесс. Учёными установлено, что взаимодействие в круге – это мощнейшее средство, целью которого является внутренняя коммуникация между людьми, укрепление коммуникации между нами и развитие коммуникации с внешними людьми. Круг – это возможность услышать друг друга, говорить на одном языке, без споров, учиться приходить к общему мнению.
Цель круга – дать людям возможность научиться подниматься над эгоизмом, объединяться, выращивать общее мнение, просто отдохнуть и согреться в тёплой семейной атмосфере круга.
Задача первой ступени образования научить детей объединяться, открывать новые отношения в единстве с самим собой и окружением. Научиться чувствовать друг друга на более внутреннем уровне, чем просто слова, выйти на новый уровень взаимодействия.
В программе детских садов «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» появились новые элементы программы «Утренний круг» и «Вечерний круг».
«Утренний круг» — это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.
Цель «Утреннего круга»: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);
3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
Проводиться в форме развивающего общения (диалога).
Цель «Вечернего круга»: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
•Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Таким образом применение инновационных методов обусловлено ростом осознанности человечества. Подрастающее поколение от раздельности переходит в стадию развития сотрудничества по средством чувствования потребности тех, кто нас окружает. Общение в круге учит не только культуре взаимодействия, но и формирует на внутреннем уровне внимательное, терпеливое, доброе отношение друг к другу. Дети постепенно начнут чувствовать то поле единства, в котором они находятся, пропитаются общей атмосферой соединения, будут включённые в неё. Это даст неповторимый чувственный опыт, что быть вместе – это хорошо и приятно.
Педагог-психолог МБДОУ «Улыбка» с. Николаевка Скоробогатова Т.В. |