Очень часто в моей практики педагога-психолога детского сада, встречаются дети, которые не говорят в 3 года, а если и говорят, то односложными фразами.
Норма в 3 года ребёнок использует не сложные предложения, речь понятна, словарный запас более 1500 слов. Тенденция, которую я обнаружила в своей практике, говорит, что дети либо перенесли трудные роды, и всё, что связано с внутриутробной патологией, либо с ними не занимаются родители.
Ведь речь формируется только в социуме! А подчас у родителей нет времени, легче включить мультики или дать гаджет.
Всем известно, что речь – это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли.
Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития.
Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе.
Занимаясь этой темой, я обнаружила, что задержка психоречевого развития связана с несколькими факторами:
1. Внутренние факторы.
2. Внешние факторы.
К внутренним факторам относят поражение головного мозга в момент зарождения ребёнка и его внутриутробного развития (гипоксии, внутриутробное инфицирование, кровоизлияния при родах и т.д.). Часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки.
В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова. Все поражения в той или иной степени взаимодействуют между собой и влияют на формирование речи.
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие:
Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
Постоянное использование соски в 2-3 года;
Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно "разобраться" в разных структурах языков.
Для постановки диагноза "задержка речевого развития" достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи:
В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: "Что это?".
В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: "Зачем?" и "Почему?".
В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме "Р".
‼Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Как- же часто бывает в нашей жизни, что до врачей дойти сложно, нужно выбирать время, к какому ни будь не пойдёшь, дорого, да и сами родители не обращают внимание на то, что ребёнок плохо разговаривает и только, когда наступает время готовиться к школе, только тогда действуют, а драгоценное время упущено, поэтому очень важно прислушиваться к рекомендациям психолога и логопеда ( если такие специалисты есть в детском саду).
Именно специалисты могут помочь вашему ребёнку.
Подготовила статью педагог-психолог высшей категории МБДОУ "Улыбка"с.Николаевка Скоробогатова Т.В.
|